Добавил(а) Казанцев К.А., Пермяков В.Г., Пермяков Г.В.
Опубликовано в журнале Газ России. 2005. №4.
Бюджетирование в России пока не является инструментом регулярного менеджмента не только для газораспределительных организаций (ГРО), но и для предприятий других отраслей промышленности. Вместе с тем, уже второй год система бюджетного управления успешно работает на предприятии ОАО "Свердловскоблгаз" [1]. После начала эксплуатации система претерпела определенные изменения, были модифицированы отчетные формы бюджетов и состав аналитических признаков управленческого учета. При этом остался неизменным основной принцип: бюджетирование осуществляется по территориальным центрам маржинального дохода (ТЦМД), организованным на базе территориально обособленных участков эксплуатации газового хозяйства.
Необходимость внедрения на газораспределительных организациях современных методов управления финансово-хозяйственной деятельностью, к которым, несомненно, можно отнести и бюджетирование, обусловлена непростыми условиями современного положения предприятий отрасли, функционирующих в условиях государственного регулирования с одной стороны и рыночного внешнего окружения с другой.
Во-первых, государственное регулирование тарифов на транспортировку природного газа ограничивает потребности ГРО. Для финансирования затрат, не признанных Федеральной службой по тарифам РФ необходимыми, предприятия вынуждены изыскивать внутренние резервы, в том числе экономить расходы, включенные в состав планируемых при утверждении размера тарифов.
Во-вторых, помимо основной - доходной деятельности по транспортировке природного газа, газораспределительные организации обязаны осуществлять снабжение населения сжиженным газом. Ценовая политика государства по сжиженным углеводородам такова, что в настоящее время деятельность ГРО по их реализации часто является убыточной. Так, например, убытки ОАО "Свердловскоблгаз" от реализации сжиженного газа населению Свердловской области в 2004г. составили более 12 млн. рублей. Существующая система компенсации убытков далека от совершенства, в результате субсидий и дотаций из различных бюджетов покрывается обычно не более 40% от реально понесенных убытков.
В-третьих, наличие категорий населения, имеющих льготы по оплате за пользование природным и сжиженным газом, приводит к тому, что сумма предоставленных льгот должна оплачиваться за счет бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. Оплата льготируемых сумм производится с существенными задержками и не всегда в полном объеме.
В-четвертых, процедура утверждения тарифов производится ежегодно на следующий планируемый год и не может учесть издержки, необходимость в которых возникает у ГРО в ходе текущего года.
В-пятых, помимо регулируемых государством видов деятельности газораспределительные организации осуществляют так называемую "прочую деятельность", включающую в первую очередь услуги по проектированию газовых сетей и услуги по газификации, цены на которые уже диктуются рыночными отношениями. За счет прочей деятельности ГРО стремятся профинансировать свои потребности, не предусмотренные в регулируемых тарифах.
Кроме того, системы бюджетного управления должны учитывать особенности функционирования каждой ГРО, определяемые комплексом следующих факторов:
Автоматизированное бюджетирование в ОАО "Свердловскоблгаз", внедренное с помощью специалистов екатеринбургской аудиторской фирмы "Экономикс Бюро", построено на базе комплекса программных средств семейства "1С". Общая схема программно-технического комплекса, используемого для планово-экономической деятельности предприятия, представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 Организация информационных баз в ОАО "Свердловскоблгаз"
Ядром комплекса является система бюджетирования - программный продукт "Инталев: Корпоративные финансы ". Группой компаний "Инталев" в период с 11 июля по 21 июля 2005 г проводилось тестирование этого продукта на программно-аппаратных средствах Центра инноваций IBM [2]. Результаты тестирования, опубликованные на сайте www.intalev.ru, показывают, что "Инталев: Корпоративные финансы " может быть использован в условиях интенсивной внутренней работы компании при высокой оперативной нагрузке на систему и одновременном получении управленческой отчетности группой топ-менеджеров. Программой осуществляется собственно планирование и выдаются отчеты для план-фактного анализа деятельности предприятия. Планирование отдельных видов деятельности и отдельных бюджетных показателей допускается осуществлять в электронных таблицах MS Excel с последующей автоматической загрузкой в систему Инталев: Корпоративные финансы.
Программа учета объемов газа предназначена для учета плановых и фактических данных по реализации газа в натуральных и стоимостных показателях по группам потребителей. В бухгалтерской (учетной) системе ведется учет фактов хозяйственной деятельности предприятия с учетом необходимой управленческой аналитики.
В течение первого года эксплуатации системы бюджетного управления основное внимание было уделено автоматизированной подготовке бюджета доходов и расходов, который сегодня разворачивается на отдельные относительно самостоятельные бюджеты:
Одной из основных задач системы является организация автоматизированного планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Реализованы как функции автоматизации планирования на основе данных предыдущих периодов (плановых или фактических), так и прогнозирование получаемых финансовых результатов с оценкой влияния на итоги того или иного показателя. Все плановые данные увязаны в едином информационном контуре, поэтому любые изменения какого-либо показателя повлекут за собой изменения связанных с ним результатов.
Отдельно следует упомянуть о наличии в системе функций по распределению накладных расходов. Система позволяет довольно гибко настраивать любые виды распределений как по аналогии с бухгалтерским учетом, так и только для целей управленческого учета. Имевшие место изменения бухгалтерской учетной политики, направленные на улучшение структуры учета, легко были учтены и в системе бюджетирования.
На предприятии сложилась следующая организация работы по автоматизированному бюджетированию.
Кроме собственно автоматизации планирования финансово-хозяйственной деятельности, существующая система позволяет решать весьма актуальную и трудоемкую для многих ГРО задачу формирования отраслевых отчетных форм и обоснования экономически оправданных затрат, закладываемых в тарифы на транспортировку сетевого газа. В ОАО "Свердловскоблгаз" этот процесс в достаточной степени автоматизирован. Сегодня предусмотрена и используется возможность формирования следующих документов:
Планируется в дальнейшем получать с помощью системы бюджетирования и другие отчетные документы, предписанные, в частности, органами статистического наблюдения.
Таблица1. План-факт за 2004 г. Асбестовского участка ОАО "Свердловскоблгаз"
| Показатели | 
 План  | 
 Факт  | 
 Откл, руб.  | 
| 
 Сетевой газ  | 
|||
| 
 Выручка без НДС  | 
 28 558 983  | 
 27 994 532  | 
 - 564 451  | 
| 
 Себестоимость  | 
 34 875 864  | 
 35 965 394  | 
 1 089 530  | 
| 
 Прямые затраты  | 
 15 405 420  | 
 15 745 182  | 
 339 763  | 
| 
 Стоимость газа  | 
 6 531 516  | 
 6 273 183  | 
 -258 333  | 
| 
 Услуги вспомогательных служб  | 
 1 484 265  | 
 1 954 174  | 
 469 909  | 
| 
 Общепроизводственные расходы  | 
 5 863 468  | 
 5 934 036  | 
 70 568  | 
| 
 Общехозяйственные расходы  | 
 5 591 195  | 
 6 058 818  | 
 467 623  | 
| 
 Валовая прибыль по сетевому газу  | 
 - 6 316 880  | 
 - 7 970 862  | 
 - 1 653 981  | 
| 
 Сжиженный газ  | 
|||
| 
 Выручка без НДС  | 
 1 467 964  | 
 1 303 743  | 
 - 164 221  | 
| 
 Себестоимость  | 
 2 852 267  | 
 2 914 759  | 
 62 492  | 
| 
 Прямые затраты  | 
 1 404 710  | 
 1 554 491  | 
 149 781  | 
| 
 Стоимость газа  | 
 693 157  | 
 589 606  | 
 -103 552  | 
| 
 Услуги вспомогательных служб  | 
 182 292  | 
 240 251  | 
 57 959  | 
| 
 Общепроизводственные расходы  | 
 274 575  | 
 243 194  | 
 -31 381  | 
| 
 Общехозяйственные расходы  | 
 297 534  | 
 287 218  | 
 -10 316  | 
| 
 Валовая прибыль по сжиженному газу  | 
 - 1 384 304  | 
 - 1 611 016  | 
 - 226 712  | 
| 
 Прочие услуги  | 
|||
| 
 Выручка без НДС по услугам  | 
 643 894  | 
 1 040 282  | 
 396 387  | 
| 
 Себестоимость прочих услуг  | 
 382 379  | 
 576 679  | 
 194 300  | 
| 
 Услуги вспомогательных служб  | 
 -  | 
 -  | 
 -  | 
| 
 Общепроизводственные расходы  | 
 115 749  | 
 176 390  | 
 60 642  | 
| 
 Общехозяйственные расходы  | 
 126 040  | 
 224 527  | 
 98 488  | 
| 
 Валовая прибыль по услугам  | 
 261 516  | 
 463 603  | 
 202 087  | 
| 
 В С Е Г О В Ы Р У Ч К А без НДС  | 
 30 670 842  | 
 30 338 557  | 
 - 332 285  | 
| 
 СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ  | 
 38 110 510  | 
 39 456 832  | 
 1 346 322  | 
| 
 В А Л О В А Я П Р И Б Ы Л Ь (убыток)  | 
 - 7 439 668  | 
 - 9 118 275  | 
 - 1 678 607  | 
Критерии оценки деятельности ГРО в целом по транспортировке природного газа могут быть естественным образом сформированы сравнением плановых, учтенных в утвержденных тарифах показателей, с реально достигнутыми результатами. Необходимость разработки новых методов оценки эффективности отдельных ТЦМД связана с объективными причинами. Дело в том, что усреднение тарифов в целом по ГРО в результате государственного регулирования доходов неизбежно приводит к убыточности эксплуатации отдельных групп газовых сетей, компенсируемой за счет доходов других участков. Так из табл.1 видно, что в целом по Асбестовскому участку предприятие получило убыток. Этот факт ни в коей мере нельзя объяснять плохой работой коллектива участка, поскольку структура потребителей газа на его территории такова, что средние для ГРО тарифы приводят к видимой убыточности.
Для контроля над эффективностью деятельности отдельных ТЦМД в ОАО "Свердловскоблгаз" предполагается введение показателя "внутренний тариф ТЦМД" позволяющий оценивать сравнительную эффективность как планово убыточных, так и прибыльных центров маржинального дохода ГРО. Внутренний тариф может быть определен, если разложить участвующие в обосновании тарифов ГРО показатели на все территориально обособленные участки эксплуатации газового хозяйства.
Отдельно остановимся на специфике инвестиционной деятельности газораспределительных организаций. Поскольку создание новых или расширение и модернизация старых производств различных отраслей является процессом постоянным и непрерывным, то промышленности объективно необходимо расширение и строительство новых коммуникаций, в том числе систем газоснабжения. Постоянное развитие жилищного и промышленного сектора также требует прокладки новых газопроводов. Поэтому одним из обязательных условий существования и процветания любой газораспределительной организации является как содержание основных средств в соответствующем состоянии, так и постоянное строительство новых газопроводов. Можно сказать, что постоянное расширение охвата газоснабжением территорий является способом существования газораспределительных организаций. В силу сказанного, бюджетному управлению строительной деятельности в организациях газораспределения должно уделяться не меньше внимания, чем собственно бюджетированию транспортировки газа. Поэтому с помощью системы бюджетирования в ОАО "Свердловскоблгаз" составляются и контролируются бюджеты капитального строительства газовых сетей. Источниками финансирования строительства служат собственные средства и средства, получаемые за счет специальной надбавки к тарифам на транспортировку природного газа. В течение первого года эксплуатации системы бюджетирования аналитический учет затрат на капитальное строительство был расширен. Теперь имеется возможность анализа расходов не только по объектам строительства, статьям и элементам затрат, но и по подразделениям, ответственным за понесенные расходы.
В заключение следует отметить, что на предприятии уделяется должное внимание не только совершенствованию процессов управления, но и автоматизации производственных процессов. В настоящее время в ОАО "Свердловскоблгаз" разработана и внедряется комплексная программа формирования и ведения электронной карты сети газоснабжения природным газом. Данная программа, включающая в себя паспортизацию газопроводов и комплекс гидравлических расчетов, позволит не только повысить точность диагностики, снизить затраты на ремонт и на эксплуатацию сетей, сократить сроки диагностики и ремонта, но и предвидеть "узкие места", более точно прогнозировать и планировать будущие затраты на ремонт и модернизацию газопроводов. Действительно, она позволяет прогнозировать, например, нехватку давления на удаленных участках вследствие расширения сети, что, возможно, повлияет на планирование строительства закольцовок или на необходимость переукладки участков газопроводов с использованием труб большего диаметра. Наличие данной программы позволяет просчитывать различные сценарии развития сети на много лет вперед. Благодаря программе прогнозируется возможность аварийных ситуаций на газопроводах, оборудовании и сооружениях, таким образом, полностью удовлетворяются требования МЧС РФ.
Одним из перспективных направлений инвестирования капитала в газораспределении является телемеханизация, также призванная повышать надежность и снижать аварийность газоснабжения. Так ОАО "Свердловскоблгаз" планирует к 2007г. за счет специальной инвестиционной надбавки к тарифам на транспортировку газа телемеханизировать все газорегуляторные пункты (ГРП) одного из производственных участков. В результате диспетчер аварийной службы в режиме "он-лайн" сможет наблюдать за показаниями датчиков давления газа на входе и на выходе, температуры, открытия/закрытия дверей и т.п. Благодаря этому решения будут приниматься оперативно, например, поскольку падение давления может свидетельствовать об аварии, ликвидировать ее будет проще и дешевле, возможно, даже без отключения потребителей.
[1] Формально бюджет капитального строительства относится больше к инвестиционному бюджету, но при внедрении бюджетирования на конкретном предприятии пришлось несколько отойти от классических канонов бюджетирования.